Блог Skoda Rapid



25.09.2014| Просмотров: 63035

10 тысяч км за рулем Рапида: Москва — Кавказ. Развернутый отчет об эксплуатации и путешествии

Прим. Drom.ru: В июле-августе этого года редакционный Skoda Rapid эксплуатиривался нашим другом Виктором, известным на форумах Дрома как D (Moscow). Виктор «намотал» на одометр Рапида порядка 10 тысяч километров и изъездил внушительную часть юга России. Главной задачей у него являлся сбор точек для карты интересных и полезных мест, но попутно был собран немалый багаж впечатлений об автомобиле, который и изложен в нижеследующем отчете. Запасайтесь терпением: вас ждет очень много букв, фотографий и описаний российской действительности.


Прошел уже почти месяц с тех пор, как я вернулся из поездки по Северному Кавказу на редакционной Шкоде Рапид 1.4 TSI DSG. Путешествие уже стало забываться, поэтому спешу сообщить дорогим читателям всю историю, как говорится, из первых рук.

За полтора месяца, в течение которых Шкода находилась в моих руках, автомобиль проехал более десяти тысяч километров. Сначала это были две короткие поездки из Москвы в Витебск и Рыбинск, а затем основная — в Сочи через регионы Северного Кавказа. В Витебске Шкода посетила «Славянский базар» и организованное по такому случаю автошоу.

В Рыбинске мы посетили тренировочную базу лыжников «Демино» на р. Волге.

Помня о пожеланиях читателей не жалеть автомобиль, я эксплуатировал его без скидок на все-таки «буржуйское» происхождение. Преодолевать броды, конечно, не пришлось, равно как и заводить авто при -50, как это делали редакционные Лада Гранта и Рено Дастер. Зато Рапид поездил по грунтовкам Дагестана и Калмыкии при 40-градусной жаре, подышал чеченской пылью, хлебнул контрафактного бензина от Росснефти и ЛуккОйла (именно в таком написании), посетил Эльбрус, Пятигорск, олимпийский Сочи и Роза Хутор.

Опасения читателей насчет капризности ДСГ-7 подтвердились дважды. Первая поломка случилась за 100 км до Астрахани, когда машина напрочь отказалась разгоняться даже до скорости 90 км/ч. Вторая поломка произошла в выжженных степях Калмыкии — на безымянной разбитой грунтовке Шкода умудрилась заглохнуть! Кстати, наш небезызвестный форумчанин, а ныне депутат Госдумы шестого созыва В. Лысаков даже задался целью запретить продажу ДСГ-7 в России.

Открытием стало то, что в Шкоде Рапид укачивает. Причем конкретно — все, кто находился в машине более часа, отмечали признаки укачивания, автор в том числе, а форумчанин из Пятигорска, с семьей которого мы посетили Эльбрус, сразу перед дорогой принял таблетки от укачивания и попросил сделать то же самое своих близких. Вероятно, причиной раскачки Рапида на шоссе является пакет для российских дорог, который, кроме увеличения клиренса на 1,5 см, делает подвеску излишне мягкой, склонной к раскачке. Еще в 2012 году о возможных побочных эффектах установки пакета для российских дорог на Рапид упоминали эксперты некоторых ведущих автомобильных изданий, которым довелось тестировать европейский вариант Рапида. Все они отмечали отточенную управляемость евроРапида, но предостерегали, что пакет для российских дорог, вероятно, нивелирует все эти плюсы в управляемости авто. Так и случилось. Да, клиренс хороший, и это было проверено на грунтовках в Калмыкии, но тут ведь либо арбузы возить по грунтовкам Кавказа, либо гонять до офиса по московским проспектам. В «русской» Шкоде, на мой взгляд, совместили несовместимое.

Не стало открытием, что Шкода любит качественный бензин, причем предпочитает именно АИ-98, но то, что негативный эффект на динамику авто от плохого топлива будет настолько очевиден я, честно говоря, не ожидал. За пройденные километры сильно достало журчание фреона в системе кондиционирования воздуха. Даже в дальних поездках предпочитаю ездить в тишине, слушать, как работает машина, думать о своем. Может быть, поэтому за множество перегонов по маршрутам Якутск — Москва или Владивосток — Москва — Ницца (в те времена, когда там еще не ездил президент Путин на канареечной Калине) у меня никогда не было ни одной зажеванной в хлам шины. На Рапиде хорошая звукоизоляция, тем неприятнее было слушать это журчание в салоне.

Но обо всем по порядку. Изначально задача ставилась проехать через Северный Кавказ и Сочи и перебраться на пароме в Крым, посетить Севастополь. Однако 40-часовые очереди на паром, в которых, по слухам, даже умирали люди, заставили поменять планы. Тем более что до меня в Крыму побывали два дромовских экипажа на Ладе Калина 2 и Ниссане Альмера. Напомню, что основная моя задача заключалась в сборе точек для Народной карты Дрома, ну и заодно я, рядовой форумчанин, получил возможность опубликовать два отчета в блог Шкода Рапид о своих впечатлениях от него. За что несказанно признателен Дрому.

Можно любить или не любить блоги редакционных авто на Дроме, но стоит отметить, что Дром всегда являлся народным ресурсом, где любой форумчанин имеет возможность, написать свое мнение о редакционном, «народном» автомобиле. Если же вы гоняетесь за «экспертными» обзорами с измерением клиренса и ширины кузова в миллиметрах, то такие обзоры находятся на Дроме в разделе «Тест-драйвы».

Напомню, что первый мой опус был написан под впечатлением нескольких часов владения автомобилем и, в основном, сводился к сухому описанию плюсов и минусов Рапида. В результате у читателей сложилось мнение, что автор субъективно описал автомобиль в угоду продукции других автопроизводителей. Считаю необходимым пояснить, что, чуждый автофилии, я считаю автомобиль не более чем средством передвижения, которое должно выполнять свою функцию наиболее эффективно: комфортно, экономично, надежно. Поверьте, уважаемые читатели, свой «овощной» Приус или БМВ я мог бы раскритиковать почище, чем редакционную Шкоду. Прошу прощения за отступление,  перейдем к Шкоде Рапид и автопробегу.

Итак, маршрут пролегал следующим образом: Москва — Тамбов — Волгоград — Астрахань — Махачкала — Грозный — Нальчик — Пятигорск — Майкоп — Туапсе — Сочи и обратно Сочи — Краснодар — Ростов-на-Дону — Воронеж — Москва. Трасса М-6 «Каспий» была выбрана не случайно, а по нескольким причинами; во-первых, дорога М-4 «Дон» уже достаточно хорошо описана в интернете, во-вторых, в сети бытует мнение, что «Каспий» ничем не хуже «Дона», поэтому хотелось подтвердить или опровергнуть это мнение, ну и в-третьих, простых путей мы не ищем.

Из Москвы выехали вдвоем с братом довольно поздно, около 10 утра. Первые 100 км пролетели незаметно, маньяков, которые убивают водителей на трассе «Дон», не встретили, на тот момент об их существовании еще никто не знал. Свернули на трассу «Каспий»... шоссе стало двухполосным, количество машин резко убавилось, асфальт вскоре из хорошего превратился в побитый молью, а на обочинах зачастили шинАмАнтажки (именно через две А). Вскоре появились и первые чадящие КАМАЗы с дагестанскими номерами и колонной несчастных автомобилистов позади, тщетно пытающихся вырваться вперед... Впрочем, только лишь для того, чтобы через 1,5 км упереться в хвост очередной колонны за очередным перегруженным КАМАЗом 80-х годов выпуска. На наше счастье, все они двигались в сторону Москвы. Однако радоваться пришлось недолго, вскоре и мы уперлись в такую же колонну, собранную стареньким КАМАЗом с прицепом. Грузовик ехал в гору, смрад стоял такой, что впору было включать фары.

За что я готов простить турбо Рапиду все его косяки и даже поставить памятник этому автомобилю, так это за уверенные обгоны на трассе. Стоит хорошенько надавить на педаль газа и грузовик с колонной уже далеко позади. Но ненадолго, ведь кроме развлечений с эффектными обгонами нужно еще заниматься сбором точек для карты Дрома. Обогнали КАМАЗ, но через пару километров замаячила новехонькая АЗС Лукойл, мимо которой нельзя было проехать, чтобы не выяснить ее координат в глобальной системе позиционирования, оценить уровень чистоты сортира, а также ассортимент топлива и услуг на данной АЗС. Пока мы занимались этим делом, подъехал тот самый, ободранный и смердящий КАМАЗ. Остановившись возле первой колонки с ДТ, из-за руля вывалился пожилой мужичок и направился в сторону кассы. Тут-то я его и поймал с вопросом, что он везет и сколько все это весит. Хотя я и ожидал подобного ответа, но когда услышал о 61 тонне пшеницы второго сорта, то немного удивился, как эта развалюха может везти столько груза. Как назло, первая колонка оказалась нерабочей, мужичок прыгнул за баранку и попробовал тронуться. Кабину подкинуло вверх, клубы черного смрада скрыли из виду стоящий рядом Рапид, вся эта груда металла дернулась и, проехав 2 метра до следующей колонки, тут же заглохла. Вы когда-нибудь видели, как трогается с места танк или самоходная артиллерийская установка? Примерно так же двинулся в путь и этот КАМАЗ, что не оставляло никаких сомнений в правдивости слов дальнобойщика насчет 61 тонны пшеницы за плечами.

Рядом на стоянке водители суетились возле дагестанских фур, тут-то мне и удалось разглядеть содержимое прицепов — овцы и арбузы. В салоне Рапида термометр показывал +37, а на поверхности фургонов с несчастными баранами уже можно было жарить яичницу. Овцы выглядывали через специальные маленькие окошечки, чтобы подышать раскаленным смрадом от стоящего рядом грузовика с арбузами. Пожалев животных, а также людей, тронулись дальше.

Жара, вкупе с неудобными креслами, скручивающими седока в дугу, давали о себе знать. Может быть, я отстал от жизни, и кресла с сильно выступающим вперед подголовником не что иное, как дань пассивной безопасности автомобиля? Как бы там ни было, но подголовник на Рапиде, все время как бы выдавливающий голову вперед, к коленям, меня сильно утомил. Впрочем, на Приусе еще хуже, получается, что благодаря подголовнику положение тела в машине чем-то напоминает букву «С». Проблема лечится радикально — сниманием и выбрасыванием подголовника в багажник. Можно еще перевернуть его выпуклой стороной назад. Со своими среднестатистическими данными (рост 184, вес 84) на более старых машинах различных марок таких проблем не припомню. К неудобству формы кресла прибавьте его нежелание «дышать», слабую работу климат-контроля со всеми вытекающими последствиями в виде постоянно мокрых спины и «пятой точки», затекшей шеи.

Через еще пару сотен километров начало смеркаться, на развилке с населенным пунктом Александр Невский, уже в темноте, разглядели гостиницу и остановились. Их там оказалось две, в первой девушка на ресепшн с грустью сообщила, что номеров нет, хотя есть один... но с неработающим телевизором. Сказано это было с таким видом, как будто этот номер проклят и уже никогда не может быть сдан постояльцам. Дальше по трассе частенько встречался с таким подходом к ночлегу у людей — главное, чтобы был телевизор, т. к. если его нет, значит, номер уже неликвиден. Сказав, что отсутствие телевизора меня только порадует, энтузиазм вернулся к девушке и она повела меня показывать номер. Оказалось, что окна номера выходят на дорогу и стоянку, где движняк обещал быть бурным, почище, чем в сцене перед входом в бар из фильма «От заката до рассвета». Что, в принципе, и подтвердилось поутру остовом сожженных «Жигулей» неподалеку от отеля. Шум и приготовление шашлыка прямо под окном номера меня несколько смутили, и я поспешил в следующую гостиницу, ибо смеркалось, постояльцы всё прибывали, и был риск вовсе остаться без ночлега. Во второй гостинице нас все устроило; окно выходило на умиротворяющие пшеничные поля, в туалете и душе чисто и даже есть кондиционер, ну и да — ТВ тоже был. Стоила вся эта роскошь 2000 руб.

Утром, в прикроватной тумбочке, я обнаружил Библию (!) и буклет с рекламой усадьбы-музея генерала М.Д. Скобелева в селе Заборово (ранее Спасское) в 25 км от гостиницы. Кроме Библии наутро в колесе машины, прямо на виду, обнаружился свеженький саморез, а расположенный впритык к гостинице шиномонтаж навеял нехорошие мысли. Саморез в итоге был выкручен, а дыра завулканизирована. Само собой разумеется, мы не смогли проехать мимо музея-усадьбы великого полководца Скобелева.

Генерал Скобелев воевал с басурманами, прирастил землю русскую дополнительными территориями в Средней Азии, защищал братскую Болгарию. В самом рассвете сил, в возрасте 38 лет предположительно был отравлен буржуями. По сей день бытует мнение, что к отравлению приложил руку сам Отто фон Бисмарк. Посетив музей, узнали, что Скобелев слыл славянофилом, его любили крестьяне, для которых он построил школу, называли «батей», однако же это не помешало им в 1917 г. разграбить и сжечь усадьбу дотла. Умилила история от хранителя музея о краденном из усадьбы зеркале, которое не влезло в крестьянское жилище и было установлено у входа в мазанку, до тех пор, пока хозяйская корова не увидела в нем собственное отражение и, испугавшись, боднула зеркало и разбила его вдребезги. Склепы М.Д. Скобелева и его родителей были частично разграблены и взяты под охрану государства только в 1962 г.

Осмотрев музей, двинулись дальше. Под Тамбовом первый раз проверили документы на посту ДПС, поинтересовались, зачем мы останавливаемся возле каждого столба. Они, оказывается, видели, как мы подъезжали к расположенным неподалеку кафе, шиномонтажке и АЗС. Получив от нас Дром-буклет, пожелали счастливой дороги. За Тамбовом посетили музей Зои Космодемьянской, расположенный в с. Борщевка. Бессменный хранитель музея Лидия Алексеевна Шебунова в течение 40 лет занимается патриотическим воспитанием молодежи. Поражает стойкость убеждений этой женщины, посвятившей всю свою жизнь увековечиванию подвига восемнадцатилетней девушки, отдавшей жизнь за честь и свободу страны. Ссылка на музей http://www.1941-1945-2010.ru/zoya3-01.htm После посещения музея начало быстро смеркаться, проехав километров 15, остановились в гостинице «Лесная Сказка», всем рекомендую, кстати.

Следующий день запомнился жарой и обилием замаскированных камер на обочине. Радар-детектор Supra DRS-i77VSTR (не сочтите за рекламу), купленный накануне в М-Видео за 3200 руб. и на способности которого я особо не рассчитывал, окупился за эту поездку раз двадцать. «Стрелки» и прочие «кей-диапазоны» он видит за 2 км, тем самым оставляет достаточно времени без эксцессов сбросить скорость.

Радар-детектор в современных реалиях — на трассе вещь незаменимая. Знаки ограничения скорости не всегда видно в кустах, либо они вообще не установлены, либо установлены коварно, с той лишь целью, чтобы собрать деньги «за проезд» с несчастных автолюбителей. Например, вы длительное время тащитесь за перегруженным КАМАЗом. Неожиданно появляется превосходного качества вторая полоса. У любого нормального человека возникнет желание объехать препятствие, но не тут-то было; оказывается, где-то там, 3 км назад, был знак с ограничением 70 км/ч, а вы уже поехали 100 км/ч и тут же стоит камера под кустом. В России, в подавляющем большинстве случаев, установленные знаки ограничения скорости, а за ними камеры, не имеют никакого отношения к безопасности на дороге. Это банальный сбор денег — хорошо, если в бюджет региона, а то, может быть, прямиком на счет какого-нибудь ООО, зарегистрированного на Кипре (как это было, а может, и есть по сей день, со сбором денег на московских муниципальных платных парковках в пределах Бульварного кольца). Для сравнения упомяну свой опыт вождения в США — там, во-первых, все в порядке со знаками, на каждом участке дороги понятно, с какой скоростью можно ехать, да и вообще стационарные камеры, измеряющие скорость, там как-то не прижились. В США нарушителей ловят в основном по старинке: офицер сидит в засаде в патрульном авто и меряет скорость, потом организует преследование с жестким порицанием в финале и обилечиванием на сотню-другую долларов. Сам факт погони за вами полицейской машины с воем и мигалками — уже невесело, и здорово дисциплинирует на будущее. Вспоминаю, как 10 лет назад, в час ночи меня остановили во Флориде, и темнокожий полицейский был настолько перепуган скоростью в 120 миль/час, что постоянно хватался за кобуру пистолета при общении, а сам прятался за открытой пассажирской дверью патрульной машины. Но там хотя бы все справедливо, попался — плати или иди в тюрьму. В России же создается впечатления, что водителей намеренно стараются ввести в заблуждение и подвести под камеру с превышением скорости.

К вечеру, на подъезде к Волгограду, обратили внимание на какой-то мега-гейзер сероводородных минеральных вод, возле которого даже был обустроен новенький бесплатный бассейн.

Как оказалось, здесь бурили скважину в поисках нефти, в итоге нефть не нашли, а ударил мощный водяной гейзер, как позже выяснилось — лечебный. Вечером въехали в Волгоград, сразу направились в музей Сталинградской битвы. Впечатлила полуразрушенная мельница, которая таки выдержала все бомбардировки и артиллерийские обстрелы и до сих пор стоит на своем месте.

Умели же строить! Напомнило Луганский аэропорт, который строился совсем недавно и был уничтожен практически полностью за несколько дней.

Брата окончательно добил процесс сбора точек с остановками на каждом углу, и он предпочел свалить в Москву на «Добролете», благо, что билет стоил всего 1500 руб. Как потом оказалось, это был первый и последний полет этой авиакомпании из Волгограда в Москву. Вечером того же дня объявили санкции, а самолеты отобрали буржуи.

Дальше еду один. Переночевав в гостинице «Престиж Комплекс Амин», продолжил маршрут в сторону Астрахани. Не мог не упомянуть об этой гостинице, НИКОГДА НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ ТАМ. Снаружи выглядит прилично, но сделано очень халтурно, в номерах бегают крысы и т. п. Номер стоит от 2000 руб. за ночь.

Дорога от Волгограда до Астрахани запомнилась абсолютно неожиданной и приятной встречей с нашим активным форумчанином Андреем Близнец30rus и его семьёй. С Андреем мы переписывались с целью встретиться в Астрахани, но судьба совершенно случайным образом свела нас под Волгоградом. Мир тесен! Андрей, спасибо за воблу!

Далее произошел менее неожиданный, но все же неприятный глюк трансмиссии ДСГ.

Как это было. До поломки, при обгонах, когда нужно было больше резвости от авто, я частенько на ходу переключал селектор коробки передач в режим спорт. После очередного камазообгона заехал на заправку, чтобы отметить ее координаты на карте Дрома, двигатель не глушил, на выезде с заправки давлю на газ, а машина не едет, т. е. двигатель урчит и уныло прибавляет обороты, но разгона нет. Создалось впечатление, что пробуксовывает трансмиссия или сзади прикрепили груз тонн этак в пять. Смеркалось, до Астрахани оставалось около 100 км. Попытка объехать автомобиль Жигули 6-й модели, который двигался со скоростью 90 км/ч, не увенчалась успехом, т. к. пока Рапид раскочегаривался с 80 до 90 км/ч, встречная полоса уже была занята. В голове сразу возникли две мысли; либо полетела турбина, либо трансмиссия. Честно говоря, больше подозрений пало на турбину. Будучи в полях в 100 км от Астрахани, в 9 вечера мое настроение несколько ухудшилось. Радовало то, что неисправность не прогрессировала и можно было не спеша ехать со скоростью 90 км/ч. Об обгонах теперь нечего было и думать.

С горем пополам обогнав Жигули, с неимоверными трудами раскочегарил Рапид до 90 км/ч, уперся в какую-то потрепанную праворукую Короллу и так и въехал за ней в центр Астрахани. Слава богу, что около 23:30 Макдоналдс еще был открыт, перекусил. Воспользовался бесплатным вай-фай, нашел на Дроме официального дилера Шкода и гостиницу «Волга-Волга», которую, кстати, очень рекомендую — недорого, чисто, в центре и даже есть лифт «Отис».

Наутро отправился к дилеру, который, как оказалось на месте, уже закрылся, вместе с единственным, насколько я понял, представительством Шкоды в Астрахани. За помощью отправился в дилерский центр Фольксваген, где через полчаса ко мне подошел вежливый мастер и предложил проехаться на Рапиде, чтобы понять, в чем проблема. Уже при подъезде к сервису стало ясно, что за ночь неисправность каким-то образом исчезла. Похоже, что после того как машина простояла ночь с заглушенным двигателем, какая-то ошибка в Шкодо-мозгах самоликвидировалась, и машина поехала, что и подтвердил специалист Фольксваген- центра. На будущее он порекомендовал не переключать ДСГ в режим «спорт» на ходу, т. к. это зачастую приводит к ошибкам в ЭБУ, после чего коробка переключается в аварийный режим, что лечится отсоединением клемм аккумулятора либо просто выключением и включением двигателя.

В общем, в соответствии с рекомендациями сервисменов Фольксваген режим «спорт» можно включать только когда машина стоит, что делает его совершенно бесполезным, так как постоянно ездить в таком режиме нерационально. Оговорюсь сразу, что впоследствии эту рекомендацию я не соблюдал. Лично для меня этот режим был палочкой-выручалочкой на рискованных обгонах, когда не хватало совсем чуть-чуть. В этот момент я легким движением руки переключал селектор в спортивный режим и завершал обгон уверенно, не создавая аварийной ситуации.

Разобравшись с поломкой, я уже собирался ехать дальше, но тут подошли два парня из дилерского центра Рено. Алексей, директор этого самого дилерского центра, оказался активным читателем Дрома, и особенно приключений Дастера на севере.

Узнав, что посетить в Астрахани, и распрощавшись с парнями, заехал на мойку. За 270 рублей и час работы мне превосходно помыли машину (я бы даже сказал, вылизали) снаружи, внутри, пропылесосили и еще предлагали помыть стекла изнутри, от последне