Блог Skoda Rapid



25.09.2014| Просмотров: 63024

10 тысяч км за рулем Рапида: Москва — Кавказ. Развернутый отчет об эксплуатации и путешествии

Прим. Drom.ru: В июле-августе этого года редакционный Skoda Rapid эксплуатиривался нашим другом Виктором, известным на форумах Дрома как D (Moscow). Виктор «намотал» на одометр Рапида порядка 10 тысяч километров и изъездил внушительную часть юга России. Главной задачей у него являлся сбор точек для карты интересных и полезных мест, но попутно был собран немалый багаж впечатлений об автомобиле, который и изложен в нижеследующем отчете. Запасайтесь терпением: вас ждет очень много букв, фотографий и описаний российской действительности.


Прошел уже почти месяц с тех пор, как я вернулся из поездки по Северному Кавказу на редакционной Шкоде Рапид 1.4 TSI DSG. Путешествие уже стало забываться, поэтому спешу сообщить дорогим читателям всю историю, как говорится, из первых рук.

За полтора месяца, в течение которых Шкода находилась в моих руках, автомобиль проехал более десяти тысяч километров. Сначала это были две короткие поездки из Москвы в Витебск и Рыбинск, а затем основная — в Сочи через регионы Северного Кавказа. В Витебске Шкода посетила «Славянский базар» и организованное по такому случаю автошоу.

В Рыбинске мы посетили тренировочную базу лыжников «Демино» на р. Волге.

Помня о пожеланиях читателей не жалеть автомобиль, я эксплуатировал его без скидок на все-таки «буржуйское» происхождение. Преодолевать броды, конечно, не пришлось, равно как и заводить авто при -50, как это делали редакционные Лада Гранта и Рено Дастер. Зато Рапид поездил по грунтовкам Дагестана и Калмыкии при 40-градусной жаре, подышал чеченской пылью, хлебнул контрафактного бензина от Росснефти и ЛуккОйла (именно в таком написании), посетил Эльбрус, Пятигорск, олимпийский Сочи и Роза Хутор.

Опасения читателей насчет капризности ДСГ-7 подтвердились дважды. Первая поломка случилась за 100 км до Астрахани, когда машина напрочь отказалась разгоняться даже до скорости 90 км/ч. Вторая поломка произошла в выжженных степях Калмыкии — на безымянной разбитой грунтовке Шкода умудрилась заглохнуть! Кстати, наш небезызвестный форумчанин, а ныне депутат Госдумы шестого созыва В. Лысаков даже задался целью запретить продажу ДСГ-7 в России.

Открытием стало то, что в Шкоде Рапид укачивает. Причем конкретно — все, кто находился в машине более часа, отмечали признаки укачивания, автор в том числе, а форумчанин из Пятигорска, с семьей которого мы посетили Эльбрус, сразу перед дорогой принял таблетки от укачивания и попросил сделать то же самое своих близких. Вероятно, причиной раскачки Рапида на шоссе является пакет для российских дорог, который, кроме увеличения клиренса на 1,5 см, делает подвеску излишне мягкой, склонной к раскачке. Еще в 2012 году о возможных побочных эффектах установки пакета для российских дорог на Рапид упоминали эксперты некоторых ведущих автомобильных изданий, которым довелось тестировать европейский вариант Рапида. Все они отмечали отточенную управляемость евроРапида, но предостерегали, что пакет для российских дорог, вероятно, нивелирует все эти плюсы в управляемости авто. Так и случилось. Да, клиренс хороший, и это было проверено на грунтовках в Калмыкии, но тут ведь либо арбузы возить по грунтовкам Кавказа, либо гонять до офиса по московским проспектам. В «русской» Шкоде, на мой взгляд, совместили несовместимое.

Не стало открытием, что Шкода любит качественный бензин, причем предпочитает именно АИ-98, но то, что негативный эффект на динамику авто от плохого топлива будет настолько очевиден я, честно говоря, не ожидал. За пройденные километры сильно достало журчание фреона в системе кондиционирования воздуха. Даже в дальних поездках предпочитаю ездить в тишине, слушать, как работает машина, думать о своем. Может быть, поэтому за множество перегонов по маршрутам Якутск — Москва или Владивосток — Москва — Ницца (в те времена, когда там еще не ездил президент Путин на канареечной Калине) у меня никогда не было ни одной зажеванной в хлам шины. На Рапиде хорошая звукоизоляция, тем неприятнее было слушать это журчание в салоне.

Но обо всем по порядку. Изначально задача ставилась проехать через Северный Кавказ и Сочи и перебраться на пароме в Крым, посетить Севастополь. Однако 40-часовые очереди на паром, в которых, по слухам, даже умирали люди, заставили поменять планы. Тем более что до меня в Крыму побывали два дромовских экипажа на Ладе Калина 2 и Ниссане Альмера. Напомню, что основная моя задача заключалась в сборе точек для Народной карты Дрома, ну и заодно я, рядовой форумчанин, получил возможность опубликовать два отчета в блог Шкода Рапид о своих впечатлениях от него. За что несказанно признателен Дрому.

Можно любить или не любить блоги редакционных авто на Дроме, но стоит отметить, что Дром всегда являлся народным ресурсом, где любой форумчанин имеет возможность, написать свое мнение о редакционном, «народном» автомобиле. Если же вы гоняетесь за «экспертными» обзорами с измерением клиренса и ширины кузова в миллиметрах, то такие обзоры находятся на Дроме в разделе «Тест-драйвы».

Напомню, что первый мой опус был написан под впечатлением нескольких часов владения автомобилем и, в основном, сводился к сухому описанию плюсов и минусов Рапида. В результате у читателей сложилось мнение, что автор субъективно описал автомобиль в угоду продукции других автопроизводителей. Считаю необходимым пояснить, что, чуждый автофилии, я считаю автомобиль не более чем средством передвижения, которое должно выполнять свою функцию наиболее эффективно: комфортно, экономично, надежно. Поверьте, уважаемые читатели, свой «овощной» Приус или БМВ я мог бы раскритиковать почище, чем редакционную Шкоду. Прошу прощения за отступление,  перейдем к Шкоде Рапид и автопробегу.

Итак, маршрут пролегал следующим образом: Москва — Тамбов — Волгоград — Астрахань — Махачкала — Грозный — Нальчик — Пятигорск — Майкоп — Туапсе — Сочи и обратно Сочи — Краснодар — Ростов-на-Дону — Воронеж — Москва. Трасса М-6 «Каспий» была выбрана не случайно, а по нескольким причинами; во-первых, дорога М-4 «Дон» уже достаточно хорошо описана в интернете, во-вторых, в сети бытует мнение, что «Каспий» ничем не хуже «Дона», поэтому хотелось подтвердить или опровергнуть это мнение, ну и в-третьих, простых путей мы не ищем.

Из Москвы выехали вдвоем с братом довольно поздно, около 10 утра. Первые 100 км пролетели незаметно, маньяков, которые убивают водителей на трассе «Дон», не встретили, на тот момент об их существовании еще никто не знал. Свернули на трассу «Каспий»... шоссе стало двухполосным, количество машин резко убавилось, асфальт вскоре из хорошего превратился в побитый молью, а на обочинах зачастили шинАмАнтажки (именно через две А). Вскоре появились и первые чадящие КАМАЗы с дагестанскими номерами и колонной несчастных автомобилистов позади, тщетно пытающихся вырваться вперед... Впрочем, только лишь для того, чтобы через 1,5 км упереться в хвост очередной колонны за очередным перегруженным КАМАЗом 80-х годов выпуска. На наше счастье, все они двигались в сторону Москвы. Однако радоваться пришлось недолго, вскоре и мы уперлись в такую же колонну, собранную стареньким КАМАЗом с прицепом. Грузовик ехал в гору, смрад стоял такой, что впору было включать фары.

За что я готов простить турбо Рапиду все его косяки и даже поставить памятник этому автомобилю, так это за уверенные обгоны на трассе. Стоит хорошенько надавить на педаль газа и грузовик с колонной уже далеко позади. Но ненадолго, ведь кроме развлечений с эффектными обгонами нужно еще заниматься сбором точек для карты Дрома. Обогнали КАМАЗ, но через пару километров замаячила новехонькая АЗС Лукойл, мимо которой нельзя было проехать, чтобы не выяснить ее координат в глобальной системе позиционирования, оценить уровень чистоты сортира, а также ассортимент топлива и услуг на данной АЗС. Пока мы занимались этим делом, подъехал тот самый, ободранный и смердящий КАМАЗ. Остановившись возле первой колонки с ДТ, из-за руля вывалился пожилой мужичок и направился в сторону кассы. Тут-то я его и поймал с вопросом, что он везет и сколько все это весит. Хотя я и ожидал подобного ответа, но когда услышал о 61 тонне пшеницы второго сорта, то немного удивился, как эта развалюха может везти столько груза. Как назло, первая колонка оказалась нерабочей, мужичок прыгнул за баранку и попробовал тронуться. Кабину подкинуло вверх, клубы черного смрада скрыли из виду стоящий рядом Рапид, вся эта груда металла дернулась и, проехав 2 метра до следующей колонки, тут же заглохла. Вы когда-нибудь видели, как трогается с места танк или самоходная артиллерийская установка? Примерно так же двинулся в путь и этот КАМАЗ, что не оставляло никаких сомнений в правдивости слов дальнобойщика насчет 61 тонны пшеницы за плечами.

Рядом на стоянке водители суетились возле дагестанских фур, тут-то мне и удалось разглядеть содержимое прицепов — овцы и арбузы. В салоне Рапида термометр показывал +37, а на поверхности фургонов с несчастными баранами уже можно было жарить яичницу. Овцы выглядывали через специальные маленькие окошечки, чтобы подышать раскаленным смрадом от стоящего рядом грузовика с арбузами. Пожалев животных, а также людей, тронулись дальше.

Жара, вкупе с неудобными креслами, скручивающими седока в дугу, давали о себе знать. Может быть, я отстал от жизни, и кресла с сильно выступающим вперед подголовником не что иное, как дань пассивной безопасности автомобиля? Как бы там ни было, но подголовник на Рапиде, все время как бы выдавливающий голову вперед, к коленям, меня сильно утомил. Впрочем, на Приусе еще хуже, получается, что благодаря подголовнику положение тела в машине чем-то напоминает букву «С». Проблема лечится радикально — сниманием и выбрасыванием подголовника в багажник. Можно еще перевернуть его выпуклой стороной назад. Со своими среднестатистическими данными (рост 184, вес 84) на более старых машинах различных марок таких проблем не припомню. К неудобству формы кресла прибавьте его нежелание «дышать», слабую работу климат-контроля со всеми вытекающими последствиями в виде постоянно мокрых спины и «пятой точки», затекшей шеи.

Через еще пару сотен километров начало смеркаться, на развилке с населенным пунктом Александр Невский, уже в темноте, разглядели гостиницу и остановились. Их там оказалось две, в первой девушка на ресепшн с грустью сообщила, что номеров нет, хотя есть один... но с неработающим телевизором. Сказано это было с таким видом, как будто этот номер проклят и уже никогда не может быть сдан постояльцам. Дальше по трассе частенько встречался с таким подходом к ночлегу у людей — главное, чтобы был телевизор, т. к. если его нет, значит, номер уже неликвиден. Сказав, что отсутствие телевизора меня только порадует, энтузиазм вернулся к девушке и она повела меня показывать номер. Оказалось, что окна номера выходят на дорогу и стоянку, где движняк обещал быть бурным, почище, чем в сцене перед входом в бар из фильма «От заката до рассвета». Что, в принципе, и подтвердилось поутру остовом сожженных «Жигулей» неподалеку от отеля. Шум и приготовление шашлыка прямо под окном номера меня несколько смутили, и я поспешил в следующую гостиницу, ибо смеркалось, постояльцы всё прибывали, и был риск вовсе остаться без ночлега. Во второй гостинице нас все устроило; окно выходило на умиротворяющие пшеничные поля, в туалете и душе чисто и даже есть кондиционер, ну и да — ТВ тоже был. Стоила вся эта роскошь 2000 руб.

Утром, в прикроватной тумбочке, я обнаружил Библию (!) и буклет с рекламой усадьбы-музея генерала М.Д. Скобелева в селе Заборово (ранее Спасское) в 25 км от гостиницы. Кроме Библии наутро в колесе машины, прямо на виду, обнаружился свеженький саморез, а расположенный впритык к гостинице шиномонтаж навеял нехорошие мысли. Саморез в итоге был выкручен, а дыра завулканизирована. Само собой разумеется, мы не смогли проехать мимо музея-усадьбы великого полководца Скобелева.

Генерал Скобелев воевал с басурманами, прирастил землю русскую дополнительными территориями в Средней Азии, защищал братскую Болгарию. В самом рассвете сил, в возрасте 38 лет предположительно был отравлен буржуями. По сей день бытует мнение, что к отравлению приложил руку сам Отто фон Бисмарк. Посетив музей, узнали, что Скобелев слыл славянофилом, его любили крестьяне, для которых он построил школу, называли «батей», однако же это не помешало им в 1917 г. разграбить и сжечь усадьбу дотла. Умилила история от хранителя музея о краденном из усадьбы зеркале, которое не влезло в крестьянское жилище и было установлено у входа в мазанку, до тех пор, пока хозяйская корова не увидела в нем собственное отражение и, испугавшись, боднула зеркало и разбила его вдребезги. Склепы М.Д. Скобелева и его родителей были частично разграблены и взяты под охрану государства только в 1962 г.

Осмотрев музей, двинулись дальше. Под Тамбовом первый раз проверили документы на посту ДПС, поинтересовались, зачем мы останавливаемся возле каждого столба. Они, оказывается, видели, как мы подъезжали к расположенным неподалеку кафе, шиномонтажке и АЗС. Получив от нас Дром-буклет, пожелали счастливой дороги. За Тамбовом посетили музей Зои Космодемьянской, расположенный в с. Борщевка. Бессменный хранитель музея Лидия Алексеевна Шебунова в течение 40 лет занимается патриотическим воспитанием молодежи. Поражает стойкость убеждений этой женщины, посвятившей всю свою жизнь увековечиванию подвига восемнадцатилетней девушки, отдавшей жизнь за честь и свободу страны. Ссылка на музей http://www.1941-1945-2010.ru/zoya3-01.htm После посещения музея начало быстро смеркаться, проехав километров 15, остановились в гостинице «Лесная Сказка», всем рекомендую, кстати.

Следующий день запомнился жарой и обилием замаскированных камер на обочине. Радар-детектор Supra DRS-i77VSTR (не сочтите за рекламу), купленный накануне в М-Видео за 3200 руб. и на способности которого я особо не рассчитывал, окупился за эту поездку раз двадцать. «Стрелки» и прочие «кей-диапазоны» он видит за 2 км, тем самым оставляет достаточно времени без эксцессов сбросить скорость.

Радар-детектор в современных реалиях — на трассе вещь незаменимая. Знаки ограничения скорости не всегда видно в кустах, либо они вообще не установлены, либо установлены коварно, с той лишь целью, чтобы собрать деньги «за проезд» с несчастных автолюбителей. Например, вы длительное время тащитесь за перегруженным КАМАЗом. Неожиданно появляется превосходного качества вторая полоса. У любого нормального человека возникнет желание объехать препятствие, но не тут-то было; оказывается, где-то там, 3 км назад, был знак с ограничением 70 км/ч, а вы уже поехали 100 км/ч и тут же стоит камера под кустом. В России, в подавляющем большинстве случаев, установленные знаки ограничения скорости, а за ними камеры, не имеют никакого отношения к безопасности на дороге. Это банальный сбор денег — хорошо, если в бюджет региона, а то, может быть, прямиком на счет какого-нибудь ООО, зарегистрированного на Кипре (как это было, а может, и есть по сей день, со сбором денег на московских муниципальных платных парковках в пределах Бульварного кольца). Для сравнения упомяну свой опыт вождения в США — там, во-первых, все в порядке со знаками, на каждом участке дороги понятно, с какой скоростью можно ехать, да и вообще стационарные камеры, измеряющие скорость, там как-то не прижились. В США нарушителей ловят в основном по старинке: офицер сидит в засаде в патрульном авто и меряет скорость, потом организует преследование с жестким порицанием в финале и обилечиванием на сотню-другую долларов. Сам факт погони за вами полицейской машины с воем и мигалками — уже невесело, и здорово дисциплинирует на будущее. Вспоминаю, как 10 лет назад, в час ночи меня остановили во Флориде, и темнокожий полицейский был настолько перепуган скоростью в 120 миль/час, что постоянно хватался за кобуру пистолета при общении, а сам прятался за открытой пассажирской дверью патрульной машины. Но там хотя бы все справедливо, попался — плати или иди в тюрьму. В России же создается впечатления, что водителей намеренно стараются ввести в заблуждение и подвести под камеру с превышением скорости.

К вечеру, на подъезде к Волгограду, обратили внимание на какой-то мега-гейзер сероводородных минеральных вод, возле которого даже был обустроен новенький бесплатный бассейн.

Как оказалось, здесь бурили скважину в поисках нефти, в итоге нефть не нашли, а ударил мощный водяной гейзер, как позже выяснилось — лечебный. Вечером въехали в Волгоград, сразу направились в музей Сталинградской битвы. Впечатлила полуразрушенная мельница, которая таки выдержала все бомбардировки и артиллерийские обстрелы и до сих пор стоит на своем месте.

Умели же строить! Напомнило Луганский аэропорт, который строился совсем недавно и был уничтожен практически полностью за несколько дней.

Брата окончательно добил процесс сбора точек с остановками на каждом углу, и он предпочел свалить в Москву на «Добролете», благо, что билет стоил всего 1500 руб. Как потом оказалось, это был первый и последний полет этой авиакомпании из Волгограда в Москву. Вечером того же дня объявили санкции, а самолеты отобрали буржуи.

Дальше еду один. Переночевав в гостинице «Престиж Комплекс Амин», продолжил маршрут в сторону Астрахани. Не мог не упомянуть об этой гостинице, НИКОГДА НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ ТАМ. Снаружи выглядит прилично, но сделано очень халтурно, в номерах бегают крысы и т. п. Номер стоит от 2000 руб. за ночь.

Дорога от Волгограда до Астрахани запомнилась абсолютно неожиданной и приятной встречей с нашим активным форумчанином Андреем Близнец30rus и его семьёй. С Андреем мы переписывались с целью встретиться в Астрахани, но судьба совершенно случайным образом свела нас под Волгоградом. Мир тесен! Андрей, спасибо за воблу!

Далее произошел менее неожиданный, но все же неприятный глюк трансмиссии ДСГ.

Как это было. До поломки, при обгонах, когда нужно было больше резвости от авто, я частенько на ходу переключал селектор коробки передач в режим спорт. После очередного камазообгона заехал на заправку, чтобы отметить ее координаты на карте Дрома, двигатель не глушил, на выезде с заправки давлю на газ, а машина не едет, т. е. двигатель урчит и уныло прибавляет обороты, но разгона нет. Создалось впечатление, что пробуксовывает трансмиссия или сзади прикрепили груз тонн этак в пять. Смеркалось, до Астрахани оставалось около 100 км. Попытка объехать автомобиль Жигули 6-й модели, который двигался со скоростью 90 км/ч, не увенчалась успехом, т. к. пока Рапид раскочегаривался с 80 до 90 км/ч, встречная полоса уже была занята. В голове сразу возникли две мысли; либо полетела турбина, либо трансмиссия. Честно говоря, больше подозрений пало на турбину. Будучи в полях в 100 км от Астрахани, в 9 вечера мое настроение несколько ухудшилось. Радовало то, что неисправность не прогрессировала и можно было не спеша ехать со скоростью 90 км/ч. Об обгонах теперь нечего было и думать.

С горем пополам обогнав Жигули, с неимоверными трудами раскочегарил Рапид до 90 км/ч, уперся в какую-то потрепанную праворукую Короллу и так и въехал за ней в центр Астрахани. Слава богу, что около 23:30 Макдоналдс еще был открыт, перекусил. Воспользовался бесплатным вай-фай, нашел на Дроме официального дилера Шкода и гостиницу «Волга-Волга», которую, кстати, очень рекомендую — недорого, чисто, в центре и даже есть лифт «Отис».

Наутро отправился к дилеру, который, как оказалось на месте, уже закрылся, вместе с единственным, насколько я понял, представительством Шкоды в Астрахани. За помощью отправился в дилерский центр Фольксваген, где через полчаса ко мне подошел вежливый мастер и предложил проехаться на Рапиде, чтобы понять, в чем проблема. Уже при подъезде к сервису стало ясно, что за ночь неисправность каким-то образом исчезла. Похоже, что после того как машина простояла ночь с заглушенным двигателем, какая-то ошибка в Шкодо-мозгах самоликвидировалась, и машина поехала, что и подтвердил специалист Фольксваген- центра. На будущее он порекомендовал не переключать ДСГ в режим «спорт» на ходу, т. к. это зачастую приводит к ошибкам в ЭБУ, после чего коробка переключается в аварийный режим, что лечится отсоединением клемм аккумулятора либо просто выключением и включением двигателя.

В общем, в соответствии с рекомендациями сервисменов Фольксваген режим «спорт» можно включать только когда машина стоит, что делает его совершенно бесполезным, так как постоянно ездить в таком режиме нерационально. Оговорюсь сразу, что впоследствии эту рекомендацию я не соблюдал. Лично для меня этот режим был палочкой-выручалочкой на рискованных обгонах, когда не хватало совсем чуть-чуть. В этот момент я легким движением руки переключал селектор в спортивный режим и завершал обгон уверенно, не создавая аварийной ситуации.

Разобравшись с поломкой, я уже собирался ехать дальше, но тут подошли два парня из дилерского центра Рено. Алексей, директор этого самого дилерского центра, оказался активным читателем Дрома, и особенно приключений Дастера на севере.

Узнав, что посетить в Астрахани, и распрощавшись с парнями, заехал на мойку. За 270 рублей и час работы мне превосходно помыли машину (я бы даже сказал, вылизали) снаружи, внутри, пропылесосили и еще предлагали помыть стекла изнутри, от последнего я отказался, т.к стекла у меня всегда кристально чистые.

Со спокойным сердцем, чистой и исправной Шкодой поехал смотреть Астраханский Кремль, набережную, где и повстречал нашего веселого форумчанина Юру Chromos.

Астрахань мне понравилась, хотя +38 градусов несколько утомили. Нужно было двигаться дальше, Юра презентовал пару бутылочек фирменного астраханского бальзама, объяснил выезд из города, распрощались. Отъехав километров 30 от Астрахани, попал в лапы сотрудникам поста ДПС; они обиделись, что, не разобравшись в указателях, я припарковался прямо на островке безопасности недалеко от поста, чтобы посмотреть карту. Все разрешилось благополучно — «взятка» в виде красного буклета Дрома была торжественно вручена в присутствии многочисленных свидетелей. Ребята пожелали счастливого пути и посоветовали нигде не останавливаться в Калмыкии. Учитывая, что приближались сумерки, а до границы Калмыкии оставалось километров 30, этот совет казался трудновыполнимым.

Почти сразу после поста ДПС начался превосходный, свежепостроенный участок трассы, без единого встречного и попутного автомобиля, где я решил проверить предельные скоростные возможности Рапида.

 

В итоге выяснилось, что до 180 км/ч Рапид разгоняется довольно быстро, а вот до 200 км/ч раскочегарить 1.4 турбо оказалось непросто. Стрелка спидометра упорно останавливалась на 195 км/ч и не хотела двигаться дальше. Вспомнив, что у меня включен кондиционер, нажимаю на кнопку выключить и... о чудо, стрелка неохотно перевалила за цифру 200.

И как раз вовремя, потому что дальше было вот это:

Дорога неожиданно закончилась вместе с Астраханской областью, а дальше началась Калмыкия и песчаная грунтовка, что добавляло остроты ощущений.

 

Пластик, никак не дававший о себе знать на асфальте, на грунтовке напомнил о том, что мы едем на Рапиде, а не на рамном внедорожнике — на неровностях в разных частях салона что-то активно начало скрипеть. Спою дифирамбы антипробуксовочной системе ASR, установленной на Рапиде. Она сделана очень грамотно и работает на все 100% — так, как она и должна работать. С позволения читателей сошлюсь на убогую антипробуксовочную систему в своем Приусе, где она сначала позволяет колесу начать буксовать, а потом уже пытается что-то с этим сделать. На Рапиде система включается, когда нужно — до развития пробуксовки, тем самым бережно и уверенно вытягивает автомобиль из песка или снега. В турбоРапиде еще есть и электронная система курсовой устойчивости — ESC, которая объединяет и использует возможности ABS и ASR, тем самым упреждая заносы на скользком покрытии. Песок, конечно, не снег, но чтобы сформировать мнение о работе системы курсовой устойчивости в полевых условиях, мне хватило и песка. Выбрав относительно приличный, ровный и прямой участок, разгоняю Рапид где-то до 90 км/ч и начинаю провоцировать занос, но не тут-то было: система попросту не дает ему развиться, слышно, как ESC с помощью ABS и ASR делает свое дело, притормаживая и отпуская нужные колеса. Задание выполнено на отлично! Надеюсь, такой же будет эффект от системы и на снегу.

Весело проехал по песку таким образом километров 5, на горизонте замаячил странный объект, который в процессе сближения сформировался в двух англичан на довольно экзотическом транспортном средстве.

Как выяснилось в процессе общения, парни (повар и офицер полиции), участники Mongol Rally, держали путь из Лондона в Улан-Батор, через страны ЕС, Турцию, Иран, Азербайджан, Самарканд и далее. Цель ралли —  доехать на старой машине с объемом двигателя не более 1000 куб.см из Лондона в Улан-Батор, а после... нет, не скинуть машину с маяка, как это делали в стародавние времена бывалые форумчане, а пожертвовать ее на благотворительность либо вернуться на ней же обратно. Удивившись, что я делаю на такой машине в этих песках, англичане напророчили Рапиду как минимум отрыв переднего бампера, а как максимум  —  ночевку в степи возле зарывшейся в песок Шкоды. Сказав, что Шкода Рапид — «русский» автомобиль, сделанный в России и для российских дорог, и махнув рукой в сторону соответствующей надписи на борту Рапида, двинулся дальше.

Как показали дальнейшие события, неприятностей стоило ожидать как раз не от недостатка клиренса или проходимости Рапида на песке, а от выкрутасов ультрасовременной трансмиссии ДСГ. Ничего страшного не случилось, за исключением того, что в какой-то критический момент руления по песку Рапид заглох на ходу!

Рассказываю, как это было. Нужно было не спеша, чтобы не оторвать бампер, съехать передом в довольно узкую яму с песком, которая выглядела как русло пересохшего ручья. Затем, чтобы не сесть в песке и одновременно не оторвать бампер на крутом подъеме, нужно было чуть поддать газу и тут же чуть нажать на тормоз, чтобы не уткнуться носом в противоположный берег ручья. После таких манипуляций с газом и тормозом машина, слегка заехав на противоположный берег и издав характерный для механических трансмиссий звук «дыг», который случается, когда вы по ошибке включили пятую передачу вместо первой и пытались так тронуться в гору, — заглохла. Хорошо, что передние колеса уже были не на дне ямы, в песке, а слегка на противоположной стороне, уже на подъеме, иначе предсказания англичан насчет ночлега в степи сбылись бы на целых три часа раньше. Выключив зажигание, повернул ключ снова — машина завелась и с божьей и ASR помощью двинулась дальше.

Грунтовка кончилась через 30 км, солнце уже село, был вариант поехать прямо 70 км по такой же дороге или сделать крюк в 140 км и объехать этот участок по старенькому асфальту. Трезво оценив возможности авто, отсутствие попуток и надвигающуюся ночь, решил не искушать судьбу и ехать в объезд. Тем более что сотрудники ДПС не рекомендовали ехать даже по тому участку, который я только что преодолел.

Здесь я бы хотел сделать ремарку, что Шкода превосходно показала себя на бездорожье, хотя у машины есть склонность «клюнуть носом», которую нужно вовремя пресекать. Бытует мнение, что за счет огромного багажника опоры задних пружин Рапида, вынесенные слишком низко под днище, будут цепляться за землю на бездорожье — это не так, проверено на собственном опыте. Поехал бы я на этой машине по трассе М-56 «Лена» Якутск — Сковородино в 2004 году? Да. А вот в 2006-м, когда там застревали гусеничные вездеходы, не решился бы.

Проехав еще 60 км по ночной степи, свернул на грунтовку в сторону нефтяной бурильной установки, которая ночью в свете огней среди кромешной темноты выглядела довольно футуристично. Встав за холмом, чтобы машину не было видно с дороги, выгрузил вещи из багажника, сложил задние сиденья. К сожалению, в Рапиде, если вы сложили задние сиденья, ровной поверхности не получается, поэтому досадный перепад между дном багажника и сложенными сиденьями пришлось компенсировать двумя спальными мешками, туристическими ковриками и прочими подручными средствами. Зато, повозившись 10 минут, получил вполне сносное спальное место, где даже можно было растянуться по диагонали с моим ростом 184 см.

Еще до восхода мычанием разбудили непонятно откуда взявшиеся коровы.

 

Позавтракал, сложил мусор в пакет и привязал к ручке передней пассажирской двери, чтобы довезти его до ближайшего мусорного бака, чем несказанно удивил повстречавшихся через 20 км веселых сотрудников ДПС, «шивших» мне обгон фуры по встречке с превышением скорости на 20 км/ч. Договорившись о том, что знак 70 действительно был, а вот сплошной разметки нет, равно как и знака о запрете обгона, они заскучали и переключились на других участников дорожного движения. В итоге, снова отдарившись волшебными Дром-буклетами, меня приговаривают к помилованию и отъезду на все четыре стороны.

 

В какой-то момент яркое калмыкское солнце оказалось слева-сзади, а хром на руле вкупе с черным рояльным лаком стали настойчиво отражать солнечные лучи прямо мне в глаза. Пришлось как-то сдвинуться в сторону и привалиться к боковой стойке.

Въезд в Республику Дагестан запомнился несколькими постами на расстоянии 300 м друг от друга. Причем на одном дежурили легко одетые, в белых рубашках, сотрудники ДПС, а на втором стояли серьезные ребята, вооруженные различными модификациями АК, РПК, ПКМ, СВД с РПО «Шмель» за спиной и даже с АС «Вал», в качественных бронежилетах и шлемах от известных московских фирм. Со слов приятеля, который живет в Дагестане, местные предпочитают на КПП контрактников из других регионов России,  потому что они беспристрастны в своей службе, в отличие от местных. С его слов, многие КПП, где несли службу местные, были расстреляны или подорваны именно по этой причине.

БТР в Дагестане мне так ни разу и не попался, зато новехонькие БТРы активно курсируют в ночное время без всяких опознавательных знаков в Ростовской области по трассе «Дон», недалеко от границы с Украиной. Чуть не въехал в такой ночью, хоть бы катафоты какие прикрепили сзади.

Повеселили контрафактные заправки Росснефть и Луккойл.

Через центр Махачкалы проехал, крепко держась за баранку. Включил радио — в эфире одна религия, то притчи из Корана, то проповеди. Через час добрался до курортного города Избербаш, искупался в Каспии, познакомился с очередным читателем Дрома из Дагестана.

Берег Каспия в Изберге, так его называют местные, неплох. Здесь ведь еще есть шикарный горячий источник, который мне очень понравился, но об этом позже. Если бы сюда была проложена дорога Москва — Махачкала, наподобие трассы «Дон», то туристов бы в Дагестане заметно прибавилось. Пока же дорога в Махачкалу и далее к потенциальным курортным местам идет, извините, через одно место.

У меня сложилось впечатление, что в Дагестане живет очень активный и предприимчивый народ, не лишенный чувства юмора.

Искупавшись, прошелся по вполне приличному песчаному пляжу, съездил на другой пляж, где есть очень неплохой, а главное, совсем новый аквапарк.

Чуть позже подъехал давний приятель, который по стечению обстоятельств как раз только что вернулся домой, в Избербаш, из Москвы.

В Изберге, кроме аквапарка, есть еще одно интересное место — горячие ванны под открытым небом. История образования похожа на ранее упомянутый Волгоградский гейзер: искали нефть, нашли воду. Только в случае с этим источником ходят легенды, что в 70-х годах в процессе бурения забил настолько мощный гейзер, что буровая вышка вместе с персоналом провалилась под землю, несколько человек погибло. Теперь же на этом месте образовалось небольшое озеро. Вода довольно горячая, поэтому находиться в озере более 10 минут за сеанс не рекомендуется. Первый раз ванны лучше всего посетить под покровом ночи. Ночное купание в свете фар подъезжающих автомобилей создает ощущение сюрреализма и даже экстрима. Искателям романтических приключений не стоит рассчитывать на возможность принять ванну с представителями противоположного пола: озеро разделено перегородкой на две части, мужскую и женскую. Фото, к сожалению, нет, т. к. ванны принимал около полуночи.

На удивление, в Избербаше довольно много современных построек, которые, я бы сказал, даже доминируют над советской архитектурой. И вообще, городок, кажется, неплох, что и было подтверждено в 2005 г. званием самого благоустроенного города России с населением до 100 тыс. жителей.

Переночевав в гостинице Избербаш (за 600 рублей), подробное описание которой вряд ли заинтересует читателей блога, подбираю приятеля и выдвигаемся в старейший город России — Дербент...

... с целью осмотра Дербентской крепости «Нарын-Кала».

В полях Дагестана вместо привычного нам подсолнуха растет виноград.

Побывать в Дагестане и не посетить окрестные горы было бы непозволительным упущением, поэтому после Дербента направились в горы осматривать местную достопримечательность — водопад.

Водопад красивый, но за камнем ручей, вытекающий из водопада, завален помойкой.

На обратном пути, на въезде в Дербент, был остановлен сотрудником ДПС, которому показалось, что я нарушил требования разметки. Сделав внушение о недопустимости подобных действий в дальнейшем, был отпущен со словами: «Напиши, что дагестанские гаишники добрые, а не наоборот, как бытует мнение в народе».

Посещение интересных мест было несколько омрачено неважным самочувствием после вчерашней пиццы. Дальнейшее пребывание в гостинице было невозможно, в том числе и из-за отсутствия свободных мест (впрочем, администратор на стойке регистрации предлагала сносную комнату с матрацем на полу за 500 руб.). Поэтому, вернувшись в Избербаш поздно вечером, у меня возникла безумная идея доехать до Грозного или хотя бы до Хасавюрта уже сегодня ночью. Сказано — сделано.

Распрощавшись с приятелем на стоянке для фур, случайно выслушал историю от несчастного дальнобойщика из Днепропетровска. После починки тягача Скания в Махачкале он не нашел своего полуприцепа, оставленного ранее на стоянке в Избербаше. Грустная история о хищении полуприцепа была поведана с необычайно веселым видом. Впоследствии выяснилось, что прицеп довольно быстро нашли в Иране и даже оперативно перегнали обратно в Дагестан, а он уже 1,5 месяца живет в тягаче на этой стоянке в ожидании следственных и прочих мероприятий. Стойкий, однако, народ, эти дальнобойщики, никогда не унывают.

Ночная Чечня совсем безобидна для обывателя, во всяком случае я не припомню ни одного поста ДПС на всем отрезке пути от Махачкалы до Грозного. Может быть, они и были, но я нигде не был остановлен и вообще не заметил присутствия военных, полиции или бандитов на трассе. Дорога до Грозного в основном однополосная, примерно за 100 км до него начинается шикарное шоссе с идеальным покрытием.

В Грозный я прибыл в 2 часа ночи. Ночной город понравился: светло, спокойно. Удивил салют в 2:30 ночи, в будний день, по своему размаху не уступающий московскому салюту, скажем, на День города. Любопытно, что это было?

С гостиницами проблема, в центре стоит небоскреб с номерами от 5500 руб. за ночь. Расспросив рослых, вежливых охранников, узнал, как проехать в отель «Грозный», где я и заночевал за тысячу рублей. Кстати, парень с ресепшн встретил дорогого гостя, т. е. меня, с пистолетом Макарова за поясом.

На следующее утро пошел осматривать город, скажу сразу — Грозный мне понравился.

Выросший на репортажах о взятиях площади Минутка в период с 1994-2000 гг. и насмотревшись на кадры полностью разрушенного города, я был приятно удивлен, что город теперь вполне европейский, чистый, спокойный и комфортный для проживания. Советская архитектура была практически полностью разрушена, тем самым открыв дорогу для современного строительства. Мне все равно, сколько денег было потрачено на восстановление Чечни или проведение Олимпийских игр в Сочи — в обоих случаях оно того стоило.

Немного покоробило наличие проспекта Путина, зачем он там нужен, особенно в Грозном?

Интересно было бы задать вопрос Рамзану Кадырову, не считает ли он себя виновником создания культа личности Ахмата Кадырова и насколько бы это понравилось его покойному отцу?

В Грозном построено много красивых и современных зданий, небоскребов, в том числе самая большая мечеть в Европе.

Мечеть, конечно, поразила своей красотой и величием, но еще больше меня удивилии двое мальчишек лет по 11, которые, сидя на скамейке, прислонившись спинами к мечети, нюхали клей из полиэтиленовых пакетов. Я пожалел, что не сделал этот снимок, хотя и не стал бы его здесь публиковать. Я даже могу поклясться на Библии, что я это видел. Чета Кадыровых воспитывает восьмерых детей, из них двое взяты из приюта, что заслуживает уважения. От президента Чечни часто приходится слышать о понимании важности воспитания молодежи в республике, остается только надеяться, что речь идет не только о воспитании собственных детей. Хочется верить, что деньги в Чечне все же больше расходуются именно на детей и молодежь, нежели на строительство роскошных мечетей, небоскребов и фейерверки в 2:30 ночи.

Как раз во время фотографирования таблички на здании с адресом проспект Путина ко мне подошел капитан полиции. Решив, что фотографировать этот  проспект  Грозном не рекомендуется, я поспешно спрятал камеру в карман. Оказалось, что офицер полиции — по совместительству активный читатель Дрома и особенно блога Шкоды Рапид. Пообщавшись о машине, пришли к совместному выводу, что брать нужно 1.6 на МКПП. Пожелав удачи, офицер удалился, предварительно объяснив, как лучше выехать из города, а я, сделав прощальный проезд по проспекту Ахмата Кадырова и площади Минутка, свернул на выезд в сторону Владикавказа.

На выезде заправился АИ-98 на  подлинной с виду  АЗС Роснефть. После чего с динамикой авто пришлось распрощаться до следующей заправки на АЗС Лукойл. Не сочтите за рекламу, но Лукойл наряду с Шелл пока являются лидерами по качеству топлива в России. Малолитражный турбодвигатель Рапида необычно чувствителен к качеству топлива. И он  явно продемонстрировал, насколько чудовищна разница в качестве топлива компаний Лукойл и, скажем, Роснефть. Помнится, 6 лет назад после заправки БМВ бензином марки АИ-98 на АЗС Роснефти в Москве машина на следующий день отказалась заводиться. Такого же качества было топливо от Роснефти в центре Адлера в 2014-м, я уже подумал, что это какие-то проблемы с турбиной, настолько уныло ехал Рапид после заправки на АЗС Роснефть. Я рассчитывал, что за эти годы что-то изменилось или, может, мне просто не везло с Роснефтью и везло с Лукойлом. Но не тут-то было! Первая же заправка топливом АИ-98 Экто от Лукойл, и машину как будто подменили: подрыв, разгон, все так, как и должно быть на турбоРапиде. Сейчас меня закидают шапками и обвинят в черном пиаре Роснефти и продвижении Лукойла, но поверьте: мне абсолютно безразличны судьбы этих компаний. Каждый волен делать выбор самостоятельно, главное ведь, чтобы была информация.

Понравился центр Владикавказа —  с пешеходной зоной и старыми купеческим домиками. А вот напрочь убитые дороги в том же центре не понравились. Закупив воду и провиант, выдвинулся в сторону Нальчика с мыслью поклониться месту ужасной трагедии в Беслане. К сожалению, заехать туда не получилось, потому что сразу за Владикавказом начинается шикарное новое многополосное шоссе, но вот со знаками беда, впрочем, как и по всей России: пока разобрался, куда сворачивать на Беслан, оказалось, что я его уже проехал.

У людей, устанавливающих дорожные знаки в России, какой-то особенный ход мысли, своя тайная логика и алгоритм их установки, понятный только им самим. Эта беда начинается с МКАД и распространяется на всю Россию. За время многочисленных поездок за рубежом я нигде ни разу не заблудился, не проехал нужный поворот. В России же нужно держать ухо востро, мозг должен работать в специальном режиме, чтобы понять тайный замысел значков на дороге.

Так или иначе, Беслан остался позади, времени разворачиваться не было, т. к. в Пятигорске меня ожидал радушный форумчанин Jap F, Олег. К тому же в планы входило посещение Нальчика — родного города моего приятеля, с кем довелось учиться в США. Дорога до Нальчика запомнилась огуречными и помидорными полями, в самом Нальчике я даже не понял, где находится центр и вообще пожалел, что туда заехал. Только потратил драгоценные светлые часы перед сумерками. В итоге в Пятигорске меня встретил Олег уже в половине двенадцатого ночи. Низкий поклон Олегу за его гостеприимство, после длительной дороги я почувствовал себя по-настоящему дома. Именно такого отдыха не хватало для финального броска в Сочи. Но об этом чуть позже. Пока же на повестке дня стояло ознакомление с Пятигорском и окрестностями, а также посещение горы Эльбрус. На последнее мероприятие мне удалось уговорить Олега поехать вместе, а он, в свою очередь, уговорил свою жену Оксану и девятилетнюю дочку-лапочку Алину.

Довольно тщательно облазив Пятигорск с Олегом, на третий день мы выдвинулись в сторону горы Эльбрус.

Пятигорск мне понравился, это европейский город с богатой историей.

А самое главное — в Пятигорске читают Дром и даже пишут на Шкоде.

После двух дней похождений на Рапиде в Пятигорске Олег прочувствовал все «прелести» его раскачки  в движении, поэтому перед поездкой он настоял на приеме антиукачивающих таблеток. В целом Олег провел за рулем более 300 км, его отчет можно прочитать по этой ссылке https://reviews.drom.ru/skoda/rapid/85182/

Подножие Эльбруса встретило горными реками, прекрасной природой и превосходным воздухом.

Прогноз погоды обещал кратковременные дожди в районе горы, но к счастью дело ограничилось легкой облачностью. Несколько удивил бардак внизу возле подъемника, но оказалось, что это еще цветочки по сравнению с тем, что творится на высоте, на промежуточных базах высотных подъемников. Два пролета канатной дороги оборудованы современными закрытыми кабинками, поэтому некоторые нерадивые туристы устремляются на вершину в шортах и футболках.

Второй пролет канатной дороги заканчивается на высоте примерно 3400 м, где уже лежит снег и сплошная облачность с пронизывающим ветром. Здесь наиболее здравомыслящие из тех, что в шортах, разворачиваются в обратную сторону, самые отчаянные «шорты» продолжают подъем на старенькой, открытой всем ветрам канатно-кресельной дороге. Маленькая Алина не побоялась одна в кресле подняться сквозь облака на отметку 3800 м до приюта «Бочки», чему я очень удивился. Ибо даже некоторые взрослые чувствуют себя некомфортно в этих креслах, где даже не предусмотрен замок, предохраняющий от соскальзывания с кресла вниз. На погрузке помог в качестве переводчика каким-то ирландцам, которые не могли договориться с Махмудом о цене подъема своего снаряжения. Отправив Олега с семьей, сажусь в кресло и устремляюсь в погоню, дорога плавно поднимает к облакам. Навстречу с горы съезжали несчастные, посиневшие от холода китайцы в шортах. На уровне 3800 дул пронизывающий ветер, солнце было скрыто густой облачностью. Поразил беспорядок в лагере, остовы зданий, поваленные опоры высоковольтных ЛЭП, разбитые и брошенные ратраки, общественный туалет без двери, где я ненароком застукал в самый неподходящий момент одну из ирландских альпинисток.

Рядом урчали ратраки и снегоходы, которые за 700 рублей везли всех желающих подняться выше, на отметки 4000 м «Приют одиннадцати» и 4500 м к «Скалам Пастухова». Далее Олег с семьей приняли решение спускаться вниз, т. к. ребенок замерз и среди такой разрухи вокруг не было ничего интересного. Я же решил подняться до скал Пастухова.

Сказано — сделано. Махмуд получил 700 рублей, а я вскочил в теплую, аквариумоподобную кабинку ратрака, где было сильно натоплено и где я сразу согрелся.

Через пять минут машина была полностью заполнена желающими, ратрак, изрыгнув черное облако, двинулся к небесам. Я пожалел, что не смог уговорить Олега подняться выше с семьей, т. к. буквально через 50 метров облака рассеялись и открылись захватывающие дух виды. «Приют одиннадцати» проехали без остановки, людей в кабине начало мутить, по-видимому от недостатка кислорода, только два туриста в шортах и навеселе не испытывали никакого дискомфорта. Меня же разряженная атмосфера только взбодрила. Наверное, сказалась привычка организма к зимам с температурами ниже -50, ведь при таком минусе атмосфера тоже сильно разряжена. Организм почувствовал себя как дома и либо от шикарных видов, либо от недостатка кислорода мной даже овладела какая-то эйфория. Пожалел, что не взял с собой на гору флаг Дрома, который остался в багажнике Рапида. Странно, как подействовала гора на разных людей в ратраке: примерно половина туристов высыпала из машины и упала отлеживаться в снег, другая же половина не испытывала никакого дискомфорта. Гора особенно не пришлась по вкусу туристам из Челябинской области.

На обратном пути остановились у «Приюта одиннадцати», который в августе 1942 был захвачен подразделением немецкой горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс». На небольшой скале рядом с приютом установлено множество памятных табличек, посвященных тем, кто не вернулся с горы.

Внизу ждал Олег с теплыми осетинскими пирогами, которые пришлись как нельзя кстати. Олег снова сел за руль и до темноты мы вернулись в Пятигорск. На следующее утро выяснилось, что собака Олега сгрызла мои хотя и изрядно потрепанные, но любимые сандалии. За сандалиями на следующее утро пришлось ехать в Спортмастер, где я и распрощался гостеприимным семейством.

Дорога Пятигорск — Майкоп — Туапсе вполне сносная, кроме участка гравийки длиной 20 км. Эту трассу лучше всего проезжать в выходной день, когда вялотекущий ремонт дороги останавливается и строительная техника исчезает с дороги до понедельника. Так я и сделал по пути в Туапсе, а вот обратная поездка выпала на рабочий день и было труднее. Простояв полчаса в пробке через центр Туапсе, выехал на прибрежную трассу до Сочи. Отъехав 5 километров от Туапсе, увидел указатель на кемпинг и свернул к берегу, чтобы искупаться в море.

На российском Черноморском побережье я никогда раньше не был, поэтому кемпинг и особенно подход к берегу моря меня несколько удивили. Как и на Байкале, по берегу проходит линия железной дороги, тем самым наглухо убивая ощущение курорта.

Железная дорога к тому же ограничивает свободный доступ к берегу отдыхающим. Тут же, под ж/д мостом, местные моют УАЗики в ручье, который потом впадает в море.

Любопытно было бы представить железнодорожное полотно на лазурном берегу Ниццы, Монте-Карло или той же Турции. Вспоминается Италия, где шоссе специально прокладывали в горах, а не по берегу, прорубали тоннели в скалах, строили эстакады, зато отодвинули шоссе от берега и тем самым сохранили курортную зону своей страны. В Советском Союзе такими тонкими материями никто не интересовался, инфраструктура создавалась по пути наименьшего сопротивления, а именно по берегу. Даже не нужно обращаться к истории СССР, вспомним недавно завершенное строительство нефтепровода ВСТО. Ведь нефтепровод на полном серьезе собирались прокладывать по северному берегу Байкала, и только вмешательство экологов отодвинуло строительство от берегов озера.

Железная дорога проходит и по набережной Адлера, Лазаревского и т.п. Набережные Сочи и Адлера, по моему мнению, подлежат полному сносу. Мэр Сочи не смог договориться о реконструкции с владельцами нагороженных там объектов и даже предложил отсыпать новую набережную, а старую оставить как есть. Похоже, что это единственно верное решение проблемы.

В районе Лазаревского страшные пробки в обе стороны, потому что машины паркуют где попало, тем самым перекрывая проезд по трассе федерального значения, одним словом — хаос. Я не могу сказать, что дорога Джубга — Сочи — это классический горный серпантин, бывают дороги и «повеселее», тем не менее, стало ясно, что Рапиду с его раскачивающейся подвеской, задумчивым ДСГ и полупустым рулем на таких трассах делать нечего. В повороты на Рапиде страшно входить: машину выносит даже на небольшой скорости, создается впечатление, что центр тяжести находится где-то на крыше. Машина ни в какую не желает вписываться в нужную траекторию.

В Адлер приехал под вечер, нашел более-менее приличную гостиницу с бассейном на ул. Медовая, 41, всего за 1600 руб., и пошел прогуляться на берег.

На берегу уперся в тоннель под железной дорогой, на другой стороне которого было видно море. Из тоннеля веяло таким канализационным амбре, что у меня немного закружилась голова, но отдыхающие смело ныряли в этот тоннель к вожделенному морю. Натянув футболку на нос, шагнул в тоннель и на другой стороне увидел вот это:

Канализационный ручей прямиком бежал через пляж в море, чуть левее, в устье ручья, люди рыбачили, а по правую сторону малолетние дети купались среди не растворившихся и даже не поменявших традиционный цвет человеческих экскрементов.

При виде такого меня чуть не стошнило. Смеркалось, прошел чуть вперед по волнорезу, вдруг мимо меня промелькнула тень, и кто-то с разбегу нырнул под плавающие в море какашки. Тенью оказался отдыхающий Олег из Омска. Дыхнув водочным перегаром и выяснив, как меня назвали папа и мама, Олег занырнул под плавающие ватные палочки, использованную гигиеническую прокладку и отклеившийся бактерицидный пластырь. Через несколько секунд он вынырнул и выложил на щербатый бетон пригоршню черноморских мидий, которые он отковырял с подводной части волнореза. На мой вопрос, зачем они ему, Олег ответил, что через 3 минуты варки они раскрываются и тогда их нужно полить лимонным соком и съесть.

Поблагодарив за рецепт, двинулся дальше с целью изучить адлерские пляжи. На другой стороне волнореза люди, оседлав «банан», готовились к приключениям.

Канализационный ручей находится рядом с кафе «Ибица» и, судя по всему, протекает там издавна. Вот координаты этого ручья: 43,473118, 39,892470. Надеюсь, СЭС Адлера примет меры и хотя бы установит знаки о том, что купание в канализации запрещено, равно как и потребление морепродуктов, выросших в канализационных стоках.

Рядом в сумерках проносились электрички, шум от которых, впрочем, заглушала зажигательная лезгинка из бара «Ибица» у воды. Вскоре стало окончательно темно, вдали, на горизонте, загорелись огни Сочи. Направился в сторону гостиницы, через тоннель вышел на улицу, параллельную пляжу. Здесь ночная жизнь кипела и бурлила: вперемешку с недорогими столовыми продавали китайский ширпотреб, тут же издавали какофонию звуков игровые аттракционы, пели караоке. Странно, что не было «наперсточников». Тут же за стеклом предлагались лечебные процедуры в аквариуме, куда нужно было опустить ноги к лечебным рыбкам, которые что-то там объедали с пяток и голеней страждущих исцеления. Очередь на процедуру растянулась на улицу. Зашел в приличный с виду отель, который находится возле аквапарка, чтобы узнать цену за ночлег, подивился цене от 5500 руб. за ночь. Поняв, что моря в Адлере нет, на завтрашний день запланировал поездку в Красную Поляну и Роза Хутор, туда, где еще полгода назад проводились Олимпийские игры. В два часа ночи должна была прилететь жена, время уже близилось к полуночи, делать было нечего, и я поехал в аэропорт.

На следующий день мы отправились в Олимпийский Роза Хутор.

Посещение Роза Хутора совпало с визитом в эти места президента России и президента Египта. Именно поэтому на всем протяжении от Адлера до Роза Хутор, на каждом съезде с трассы стояли сотрудники полиции в белых рубашках. Я даже подумал, что такая честь оказана в первую очередь экипажу Дромо-Шкоды.

Как биатлонист и даже член ассоциации биатлонистов, первым делом я решил посетить биатлонный комплекс «Лаура». Подъем к этому комплексу приятнее всего осуществить от «Газпром Альпика Сервис», ибо он продолжительнее других и с него лучше вид, к тому же, как выяснилось, там находится прекрасный и недорогой ресторан, где мы не преминули позавтракать. Виды с канатной дороги открываются потрясающие, фотографии их передать не в состоянии.

 

Поднявшись наверх, вместо того, чтобы воспользоваться еще одной канатной дорогой, мы с женой, большие любители горных походов, предпочли пройтись пешком по олимпийским местам до лыжно-биатлонного комплекса «Лаура».

Уже на подходе к комплексу нас встретили автоматчики, которые предложили идти в обход, чтобы не получить пулю. Как потом выяснилось из вечернего выпуска новостей, в этот самый момент в конференц-зале «Лауры» президент Путин и президент Египта подписывали важный меморандум об увеличении поставок продовольствия в Россию. Мы решили не испытывать судьбу и поднялись на гору со стороны, противоположной трибунам «Лауры», фактически оказавшись на стороне бетонной стены, в сторону которой стреляли биатлонисты во время Олимпиады. С этой точки в бинокль я превосходно разглядел обоих президентов, равно как и серьезных ребят с отнюдь небиатлонными винтовками на крыше «Лауры».

На фото можно разглядеть часть делегации, основная часть, к этому времени, уже перекочевала внутрь. По-видимому, для  египт